| |||
На основе биографии написана повесть «Дойти до другого берега», так что, если кто хочет узнать продолжение и много новых интересных подробностей, заходите на сайт «Проза.ру». Так же там много интересных рассказов. http://www.proza.ru/avtor/likki |
Мои родители – инженеры-строители часто переезжали с места на место: Новодвинск, Турдеевская лесобаза, Савинский, Североонежск.
Мне было два года, когда я надорвался, подняв тяжелую игрушечную машину. В больнице мне удалили грыжу, но курс антибиотиков так и не прокололи. Моя мама выкрала меня, потому что в соседней палате мальчик заболел гепатитом. Естественно, мой живот загноился. Моя мама, сторонник народных методов исцеления, пробовала лечить меня всевозможными примочками. Когда я уже был на грани, меня всё же увезли обратно больницу. Откачали гной дренажами, и я выжил. В детский садик я не ходил. Со мной сидела моя прабабушка Феша, которая была большим спецом в области страшных сказок о мертвецах и ведьмах. Песнями под гитару я увлёкся под влиянием дяди Вовы Евдощука (маминого брата) и бабушки Брониславы (маминой мамы), которые жили в самом Архангельске на улице Энгельса в доме под названием Китайская стена. Из детских воспоминаний мне запомнились в основном Савинские. Например, как мы с друзьями по очереди переходим с одного берега на другой по железнодорожному мосту над быстрой каменистой бурлящей речкой. Но не по самому мосту. А по маленькой опасной площадке шириной сантиметров 7 с торца моста, цепляясь руками за такую же вверху. Смысл – пройти до конца и не сорваться. Прошли все… Тогда же я столкнулся с первой пакостью. Мы все коллекционировали модели автомобилей. И вот однажды, когда все вместе играли, моделька одного паренька из дальних домов приглянулась толстячку из нашего двора, и он предложил мне того мальчика разыграть. Мышковский сказал: “Давай, как будто, ты похищаешь модельку, а я гонюсь за тобой с криками: “Отдай!”, а потом мы все дружно посмеёмся!” Конечно, этот мерзавец забрал её себе. Интересно, какой человек получился в последствии из него? Помню, потом (не из-за этого, а по другому поводу) мы дрались, и я победил. И заплакал. Наверное, от счастья. Старшие пацаны, “болевшие” за меня, спросили, отчего я плачу. Я не знал, что ответить, и я сказал: “Мама ругаться будет”. Мама. Мама – всегда самая лучшая женщина в мире. Помню, мы с друзьями пошли смотреть на пожар. О, это было ужасно и грандиозно. Горел большой деревянный дом. Я был шокирован этим зрелищем. Пришёл домой поздно, и мне сказали, что мама пошла меня искать, и мне представилось, что она одна в этом страшном месте долго и тщетно в полном отчаянье ищет меня. Я бежал её искать и плакал. Потом увидел её – она шла назад… На новогодние утренники мама шила мне лучшие новогодние костюмы, ведь в магазинах тогда продавали только дурацкие картонные маски зайчиков и тигрят. Первым её шедевром был костюм мушкетёра, ведь именно тогда вышел прекрасный многосерийный фильм “Д’Артаньян и три мушкетёра” с Михаилом Боярским в главной роли. Труднее всего ей было сделать ботфорты, а шляпу Д’Артаньяна она изготовила, обшив ковбойскую соломенную шляпу, которую мы привезли с юга, чёрным материалом. Отец из московской командировки специально привёз мне настоящие спортивные шпаги. Тогда на ёлке я спросил: “А мне будет приз, если я спою песню из фильма?”, и меня вытолкнули петь. Я, не стесняясь, спел, и, кажется, неплохо, и, конечно, мне дали приз. Вторым шедевром моей мамы был костюм ковбоя с жилеткой из кожзаменителя, ремнём с двумя кобурами и звёздами, которые отец опять же привёз из московской командировки. Когда меня назначили политинформатором, мама подбирала мне статьи, но не про политику, а про разные интересные явления: НЛО, Снежный человек, Летучий Голландец и др., их тогда печатали в “Комсомольской правде”. Помню, как после моего выступления про очередные аномальные явления класс мне зааплодировал. Это было приятно и неожиданно. Мамин отец дедушка Лёня тоже играл, но на баяне. Он был вообще замечательным человеком. Катал меня на себе, когда мы приезжали в Архангельск, прекрасно чинил часы. У него было огромное количество маленьких отвёрточек и молоточков. И мне всё это нравилось. У него было высшее образование, и он работал лесничим. Он умер в больнице. От неудачно проведённой операции у него загноилась брюшная полость, и его не смогли спасти. Потом мы переехали в Североонежск, потому что отца назначили директором строительства крупного бакситного рудника Мяндуха. Позже, в 2005 году мои родители посещали все эти места и привезли фотографии. На одной из них мой отец стоит на фоне развалин недостроенного гиганта… 2. В 1985 году из светлой Архангельской области я переехал в Кострому. Это место сразу же не приняло меня. Помню, мои новые школьные друзья первым делом спросили меня: “ Ты баб зажимаешь?” А я тогда и не знал, что это такое. Конечно, взбунтовался против хамства и тупости. И после 8-го класса меня выгнали из школы с “неудом” по поведению. Помню, даже всплакнул по этому поводу в Караваевском саду. Единственное светлое, что я могу вспомнить из последних школьных лет, это мой десятискоростной спортивный велосипед, который мне купили родители. Мои мудрые папа и мама, когда решили, что мне пора покупать транспортное средство, из 2-х вариантов: мопед или крутой велосипед, выбрали всё же велосипед «старт-шоссе». И я с удовольствием выпендривался на нём. Помню, выезжаю я на главную, а по ней едет пацан на простом “взрослике”, и газу прибавляет, чтоб меня опередить. А я …в 2-3 оборота педалей его обставил. Правда, еле в поворот вписался на ул. Совхозную, в посёлке Караваево, где мы жили по приезду из Архангельска в маленьком домике из силикатного кирпича. Потом, несмотря на неуд по поведению и на то, что меня не приняли в комсомол, я поступил в техникум. Там панковал, за что получал от гопников по физиономии. Сначала боялся тех, кто сильнее, потом стал презирать, потом потерял всякий страх… Хотя кто-то всё же оценил мой стиль, это был ни кто иной, как старый военрук, который, разглядывая мой ирокез перед отправкой в военно-спортивный лагерь Песочное, сказал: “Только Шамов хорошо подстрижен”. В колхозе и лагере я каждый вечер рассказывал пацанам страшную сказку, которыми меня в детстве пугала бабушка Феша. Мама шила мне модные наряды, ведь в магазинах тогда ничего не продавалось. Учился я в техникуме так себе. Лень было. Помню, сдавал экстерном экзамен по литературе, а подготовиться не успел. И учительница – Людмила Дмитриевна Туровская говорит мне: «Читай стихи». Я стал читать, и получил четвёрку. А когда я стал пытаться задавать вопросы насчёт политического устройства, загремел в психушку. Но женщина-врач оказалась весьма хорошей. Помню, она как-то сказала мне: «Все бы психи были такими умными…». Интересно, наверное, те преподаватели до сих пор являются верными хранителями тоталитарных идей? Кстати, о тоталитаризме. Несмотря на то, что у меня в роду полным-полно всяких национальностей, моя мама всегда была буквально одержима тоталитарными режимами и очень уважала Сталина и других диктаторов и царей. Сначала мне это очень нравилось, я даже вышил “SS” на воротнике - стойке моей рубашки (у панков это практиковалось). Кстати, после этого директор техникума вызвал меня к себе в кабинет и спросил, что это такое? Я сказал: “CC – Советский Союз”. Он ответил: ”Не пудри мозги” и заставил спороть. В последствии же я стал ярым антифашистом, а среди колорита еврейского народа я нашёл очень много интересных и привлекательных сторон (как, в прочем, и у любого народа, живущего на Земле). В институт поступил без проблем. Тогда уже дикий капитализм начался по полной. Дальше был институтский ансамбль ТОТАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ. Были написаны песни: “Рикша” и “То ли в монастырь, то ли на войну”. Там я окончательно дистанцировался от массы, бросил пить, курить, долго не употреблял мяса, и одно время очень увлекся историей монотеистических религий, особенно зороастризма. Была мечта стать православным священником, настоящим чистым и мудрым пастырем, а не дельцом и пропойцей. Стал ходить в маленькую церквушку, которая раньше была котельной. Приход был дружный, литургию подпевали всей паствой. Помню, как впереди меня стоял и очень оригинально пел дед своим стариковским голосом, а все косились на меня… Отец Аркадий изготовил макет новой большой церкви. Всё было здорово, и церковь потом построили, но Аркадия сослали в область за какую-то провинность. Так что ничего не вышло из моей карьеры священника. В институте очень сдружился с преподавателями, интересы студентов меня не привлекали. До сих пор меня часто приглашают спеть на факультетских вечерах. Но вернёмся к одному очень важному факту в моей жизни: в 1991 году я познакомился с Кларой – поэтом, пианистом и вообще талантливым человеком, и в 1993 году мы с ней создали свой проект – ШИПОВНИК И ЛЕСТОВКА. Изначально мы взяли курс на любимые нами декаданс и авангард. Нами были созданы такие хиты, как “Девочка-Солнце”, “Шеломянь”, “Краскопульта” и прочее. Наше творчество принесло свои плоды. Мы много выступали и вошли в рок-энциклопедию. Культовая новосибирская рок-газета “ЭНск”( №8, 2004 г) определила наш стиль как шансон в стиле poesie decadente. Своего рода "клубная музыка": рояль, гитара и свеча. Друзья, запомните, что ваш успех будет неизбежно порождать зависть друзей. Наша местная тусовка состояла из костромичей и ярославцев. И вот нас с Кларой стали приглашать в Орехово-Зуево, центр альтернативной культуры начала 90-х. Первый раз мы выступали 25 декабря 1993 года на концерте памяти Дениса – барабанщика группы НАТАША РОСТОВА. Добирались на электричках с гитарой и клавишным инструментом «Вермона». Нас встретили, накормили и вообще приняли прекрасно. Клуб был приличный. Аппаратура была выставлена тоже не плохая. Вообще сцена смотрелась как-то культово. Задняя стена зала была облицована чёрным звукоизоляционным материалом. Зал был полон! Мы выступали с тогдашними монстрами андеграунда группой СЛУЧАЙНЫЕ СВЯЗИ (см. рок-энциклопедию) Клара очень боялась выйти на сцену после них, но… мы имели оглушительный успех. Девчонки из зала поймали Кларку в туалете (смотри, смотри… вот она идёт!) и жали руку: «спасибо за ваши песни!». Ребята из «Связей» хвалили: молодцы. После концерта звукорежиссер водил Клару показывать аппаратуру. Экскурсия, значит, такая. По его словам он «рулил» самой Пугачевой. Он сказал: «У вас большое будущее». Я тогда так и думал. Молодость – эпоха, когда кажется, что всё возможно… Во второй раз нас пригласили выступить с группой «Пагода», но информацию нам должны были передать ярославские музыканты, а они, конечно, ничего не передали. А когда в 1995 мы приехали выступать в Ярославль, панки, которые ещё недавно гостили у нас в городе, стали прыгать у сцены и кричать: «Кострома – фигня!» Зритель в зале слушал и хлопал, жаль, что эти мерзавцы не дали нам выступить. В это же время в Костроме я занимался организацией рок-концертов «Безобразие», «Рок-акустика», и др. Они призваны были стать альтернативой комсомольским «рок-фестивалям». Помню, одну маленькую девочку, которая всё время выпячивала себя и пыталась присвоить чужие заслуги. Она, после появления нашего шуточного хита «Девочка Солнце» дала себе имя «Солнце» и сказала, что эта песня про неё. Тогда в Костромскую газету «Молодёжная линия» писали все, кому не лень. И статейки Солнца были похожи на сказки лягушки - путешественницы (Это я! Я! Всё это Я!!!) Мне запомнился концерт «Рок – акустика» 30 марта 1994 года, может, потому, что самопальная афиша до сих пор висит на стене, а может потому, что это был единственный идеальный концерт альтернативного рока в Костроме. Мы с Кларкой планировали сольник, но нашего аппарата «Том» явно не хватало, чтобы озвучить зал Дома офицеров. Поэтому мы пригласили ещё одних – Мишу и Вову, братьев, попавших в числе прочих под моё влияние и сколотивших говнопанковую группу. Это было немного не то, чему я их учил, но дело не в этом. У них был тоже «Том». Третьим для массовки мы пригласили Макса Моченёва. И вот, ярко украсив сцену… в два Тома… мы устроили 8-е чудо света. Первыми на сцену вышли мы. Кларке не понравилось, как я нас представил, и она прямо на сцене чуть не устроила скандал. Она вообще большой спец по скандалам. Но… оказалось, что публика уже знает все хиты ШИПОВНИКА И ЛЕСТОВКИ… Успех - это здорово. По - крайней мере, он запоминается на всю жизнь. Так и получилось, этот концерт стал нашим сольным концертом. Выручка, судя по аншлагу, была большой. Но билеты продавала мама Миши и Вовы, и денег мы не увидели… Из проведённых нами концертов особенно запомнились: 28 октября 1993 года Дом офицеров 25 декабря 1993 года Орехово-Зуево 23 января 1994 года Дом офицеров «Безобразие» 5 марта 1994 года Дом учителя 30 марта 1994 года Рок-акустика 7 октября 1994 года Ярославль выступали под названием «Отказ от еды» Последним классным концертом был квартирник в Костроме, который даже снят на видео. Когда мы закончили заниматься музыкой, естественно все эти концерты в Костроме прекратились. 3. Итак, мы играли до 1995, потом поженились, родился наш сын Кирюшка. Странно, но у него проявился не музыкальный (хотя слух у него абсолютный и со временем он, возможно, увлечётся песней), а актёрский талант. Уже в детском саду он стал победителем городского конкурса “Фристайл” среди чтецов. Месяца два после окончания института, я работал журналистом в Костромской телерадиокомпании в отделе общественно-политических программ под руководством очень некрасивой журналистки по имени Лариса. Видимо, пытаясь быть оригинальной, она ещё к тому же смешно одевалась, напоминая своим видом сороку. Провинциальный журналист - это человек, который всегда на понтах, потому что звезда… деревни. Я сделал две программы про Костромских старообрядцев и отца Владимира, а также про скандальную секту «Аум Синрикё». «Аум Синрикё»… да, это была бомба. Мне повезло познакомиться с пареньком из секты, и я предложил ему интервью для «Молодёжки» (туда я писал иногда под псевдонимом Ликки Любимич). Материал был такой интересный, что некий Егор Тальк (псевдоним журналиста из «Молодёжки») подмазался к нему. Дополнил какой-то ерундой знаков в пятьдесят, но зато поставил свою подпись на первое место. Потом, как я уже говорил, я сделал про Синрикё программу на телевидении. Когда я получил на телерадиокомпании первый гонорар, я подумал, что на такие деньги мне семью не прокормить. И я пошел работать прорабом в одну пост советскую коммерческую фирму под руководством известных в городе хапуг – Балдиной и Иванова. Отработав 2 года, я ушёл, забрав долг по зарплате за несколько месяцев масляной краской. Заимев несколько 40-литровых фляг эмали, я пустил их в дело, покрасив павильоны на Центральном рынке. К тому времени у меня установились дружеские отношения с директором Костромского центрального рынка и политическим деятелем Шалаевым А.Г. Объём же я провёл через фирму моих знакомых. Конечно же, немного денег я на этом потерял, но, тем не менее, мне хватило средств на регистрацию своего предприятия и получение лицензии на строительные работы. Появились деньги, сразу появились старые знакомые, которые лезли в друзья. |
Стали приставать молодые ищущие женщины.
Каждая из этих самок как будто хотели написать свою лав-сторри, но непременно с успешным (как они говорили) человеком. Но самый интересный персонаж - это дядя со стороны отца. Этот неожиданно появился у нас в городе, спасаясь от обманутых им компаньонов. Долговязый, сутулый, в очках на вытянутой идиотской морде, он всегда отвратительно одевался и постоянно на всём экономил. Любимым его персонажем был магнат - герой «Трилогии желания» Т. Драйзера. Говорил он всегда о деньгах. Он предложил мне работать вместе. Я как раз ремонтировал не что иное, как старообрядческий храм отца Владимира. Сам поднимался на купола и наблюдал за работой. Там вверху было жарко, и у меня часто была мигрень, но всё равно это было интересно. Мой новый компаньон не появлялся. Когда мы закончили, мне неудобно было спрашивать у отца Владимира про деньги, я позвонил через пару недель. Но он мне сказал, что неделю назад был мой родственничек и все забрал. Дядюшка написал мне расписку, которая до сих пор висит у меня в шкафу. Но, ни я, ни рабочие, денег от него не получили. Это был единственный раз, когда я не выдал рабочим зарплату. Старообрядец отец Владимир… Каждое утро он ходил на реку. Почему он решил привести приход в порядок? Не знаю, но, спустя несколько дней после осуществления идеи, он также пошел на реку утром. Его нашли днём в поле. Он умер. Иногда я смотрю на видеокассете свою передачу про него, то место, где он смотрит на небо. Моё предприятие не разрослось до гигантских размеров. Ведь я продолжал жить богемной жизнью, и на первом месте для меня было творчество. Отдавать себя всего бизнесу, как этому учат американские учебники, я не собирался. К тому же я не очень люблю деньги, и сразу определил для себя какой-то материальный минимум: жильё, автомобиль, скромная обстановка. Говорят, в Европе все так живут. Но я стал достаточно много зарабатывать, а поскольку работал я без отпуска, то за границу Клара ездила одна. Однажды. Вернувшись из Парижа, она заявила: “Нужно открывать бутик французской моды. Там люди так классно одеваются…!” В Костроме же в те года все одевались в чёрно-серо-бурое месиво. И мы открыли бутик “Парижские тайны” в Доме Книги. Мы продавали не только яркие и элегантные вещи, но и совершенно экстравагантные платья с обручами, декоративными передниками и прочими умопомрачительными фишками. Обеспеченные костромские модницы налетели толпой, и не только они: костромские швейные мастерские стали покупать у нас платья, раскраивать на лекала и шить свои пародии на французскую моду. О, как я продавал!… Я знал все фирмы. Хозяйки других магазинов посылали своих девочек ко мне учиться. Торговки с барахолки заходили к нам бутик, фыркали и издевались. Мы так и не нашли продавца. Всё было не то. Особо отличилась одна узбечка по фамилии Туйчиева. За всё время работы она не продала ни одного наряда, зато склеила всех парней на этаже. Это была жуткая нимфоманка. Мне она предлагала целоваться с шоколадкой во рту, целовала руки и облизывала пальцы. Пришлось рассказать всё Кларе, и её уволили. Правда она со своим недоразвитым сожителем Вовой успели отколоть одну пакость. Эти гады сделали копии ключей от нашего дома, забрались и сломали железный ящик, в надежде найти деньги. Но денег там не было, тогда они украли медали моего дедушки Лёни. У меня остались только документы. Мы с Кларкой не стали устраивать разборки. Со временем сами стали пытаться привезти что-то более-менее приличное и не такое отвратное, как раньше. Через 2 года Кострома стала одеваться приемлемо, а нам предложили интересный бизнес: мне – реставрацию фасадов памятников архитектуры к Дню города (за что я и получил благодарность от мэра), Кларе – ведущую должность в федеральном учреждении. И мы закрыли бутик. 4. Когда Кирюшка подрос, мы с Кларой снова стали ездить с концертами по стране. В 2003 году мы создали проект ЗЕМЛЯ САННИКОВА, решив сочинять и исполнять красивые песни для взрослых людей. Иногда шли на сделку со своим вкусом, создавая такие песни как “90-90-90” (Песня от лица женщин с «полноценной» фигурой). Те, кто приходил на концерты, были в восторге. Но их было немного, так как денег на рекламу не было. Замечательный продюсер Андрей Маликов (РУКИ ВВЕРХ, ВАН МО, Г. Лепс) по телефону предложил нам раскрутку всего за 100 000 долларов, но спонсоров мы так и не нашли. Андрей, извини, что не оправдали твоих надежд! Итак, ЗЕМЛЯ САННИКОВА записала 2 альбома: «Монголка» и «Шарм», первый из которых выпустила корпорация “Райс ЛисС” в 2004 году, за что мы ей очень признательны, ведь пластинка до сих пор продаётся в музыкальных магазинах многих городов. А это значит, что нашим песням дан шанс в той или иной мере всё же дойти до слушателя. Песни дуэта ЗЕМЛЯ САННИКОВА вошли в сборник “Под крышами Арбата”, и здесь необходимо упомянуть одну забавную ситуацию. То, что на музыкальном рынке вышел данный продукт, мы узнали случайно (из Интернета), но сами так и не смогли заиметь этого диска. Каково же было наше удивление, когда в родном городе в одном из супермаркетов мы увидели лежащий на полках сборник “Под крышами Арбата”! Конечно, мы купили на память один компакт-диск, в котором большую часть материала составляли песни нашего дуэта ЗЕМЛЯ САННИКОВА. Но так как наш проект создавался как коммерческий, а денег на рекламу не было, мы вернулись к истокам (декадансу). В 2005 году компания “Бомба-Питер” выпустила альбом : “Владимир Шамов. Трагикомический фарс №1”. Несколько песен вошли в сборники “Охота” №14, №15, которые отсылаются всем подписчикам ведущего российского музыкального журнала “FUZZ”. А отреставрированная песня проекта «Шиповник и лестовка» Девочка Солнце вошла в Охоту №17. Мне повезло познакомиться с такими выдающимися деятелями российского рок движения, как Олег Грабко, Алексей Любимов, Сергей Фирсов, Игорь Дружинин. А случилось это при весьма забавных обстоятельствах. Однажды я поругался с Кларой. Она в очередной раз заявила, что мои песни без её аранжировок ничего из себя не представляют. Чтобы доказать обратное, я решил сочинить настоящую, сильную поэтическую вещь. И вот, прогуливаясь утром около 9 часов по ул. Советской в районе кинотеатра “Дружба, сочинил текст к «Расстрельной». Закончив цикл из нескольких песен, я отослал демо в мой любимый журнал FUZZ, написав на клочке бумаги: «Меня зовут Владимир Шамов. Я сочиняю песни». Почти сразу вышла рецензия, но узнал я о ней, спустя полгода от моего друга Андрея Симонова. Когда мы стояли на балконе, он спросил, а ты как в FUZZ попасть умудрился? Представляете моё удивление! Дальше всё пошло само собой, и я снова вернулся в Декаданс. *Полная рецензия журнала FUZZ №7 2003 г. на песни рок-барда Владимира Шамова «ffff Владимир Шамов Смех сквозь слёзы, вечная обречённость, романтика, непокорённый разум, сардонический взгляд на мир - вот те чувства, которые будут захлёстывать слушателя этих песен, спетых под акустическую гитару. Жаль, что автор не указал названий композиций, хотелось особо выделить некоторые из них. Вообще, все песни являют собой некую форму синтеза русского романса и рок-баллад. Это касается и содержания текстов. Чувственность и интеллект плавно дополняют друг друга и иногда превращаются в моменты озарения и универсальной мудрости. Акустические аранжировки - наиболее исчерпывающая форма для передачи такого конгломерата чувств. И при условии формальной организации (оформление, название песен и альбома) эти композиции могут стать началом новой волны для российских бардов. 5. Рецензия вызвала волну зависти. Некоторые мои знакомые в Костроме стали говорить, что всё это за деньги, а барды стали просто издеваться над песнями. Ну, раз уж я коснулся бардов, скажу пару слов о них. Когда я познакомился с бардами в 2003 году, оказалось, что они не понимают символизма. Из-за этого я со многими из них поругался. Были жуткие скандалы в интернете. Но, тем не менее, у меня сложились прекрасные отношения с самарскими бардами, и они предложили стать модератором их сайта. Они меня, похоже, любят и постоянно зовут на свой Грушинский фестиваль. Я написал, причём написал от всей души, несколько песен в стиле (как я его называю) “бард-соц-реализм” для своих новых друзей. И, похоже, они нашли своего слушателя. Грушинка – это свой удивительный мир. Тогда же я попытался сделать что-то для Костромы. И вот, создав Костромскую общественную организацию, я провёл много концертов и среди прочего – летние фестивали акустической песни “Друзья-2004”и “Друзья –2005” на горнолыжном склоне реки Волга. На фестивале «Друзья 2005» была развешена агитация против попсы и обывательщины. Потом журнал FUZZ поместил мою статью об этом мероприятии. «ДРУЗЬЯ» (статья журнала FUZZ) Оригинальному межрегиональному фестивалю акустической песни в Костроме БЫТЬ!!! Живописный склон реки Волга в городе Костроме зимой используется, как горнолыжный спуск и поэтому оборудован подъёмником, лебёдкой и всеми необходимыми атрибутами и укатан отчаянными лыжниками - камикадзе. Но летом это прекраснейшее из мест - вверху церковь, внизу пляж. Поэтому, когда возникла идея фестиваля на природе, другого варианта в голову не пришло. Сколотили сцену из досок, запитались от лебёдки и… Первый фест 2004 года состоялся под дождём, но всё-таки состоялся. Во второй заход нам, наконец, удалось сделать настоящий праздник. И не смотря на то, что не хватило средств на приглашение известных бардов, народ себя чувствовал прекрасно, и не разочаровался. Но время раскрыть идею и концепцию фестиваля. А заключается она в том, чтобы, объединив все жанры АП, противопоставить их поверхностной и бездуховной поп-культуре. Именно об этом и говорилось в агитации 2-го фестиваля Друзья 2005: «Общество потребления превращает человека в животное, поп-культура способствует этому процессу». Народ с идеей мероприятия согласился. Аура над этим прекрасным местом помогла разогнать даже сгустившиеся коварные тучи, и мы все вместе радовались солнцу, лету и хорошим песням. Теперь все ждём зимней акции, которая состоится 3 декабря 2005-го года в Доме природы и, конечно, фестиваля "Друзья 2006" __________________________________________________________________ДРУЗЬЯ ЗИМОЙ. ПОСЛЕСЛОВИЕ. Диалог-интервью. Действие происходит в городе Костроме после концерта с одноимённым названием. Участвуют: Юля Теуникова – рок-бард. Лидер группы «Город Макондо». Проживает в населённом пункте Москва. Владимир Шамов – рок-бард. Лидер группы «Земля Санникова». Проживает в населённом пункте Кострома. Андрей Дворкин – автор-исполнитель, лидер ярославских бардов, проживает соответственно в населённом пункте Ярославль. Юля: Я лишь хочу сказать, что если уж говорить об уничтожении животных, то надо разбираться со всем сразу. Я имею в виду использование природы в целях человека. Это вопрос не только этики, но и мировоззрения в целом. Володя: Я и пытаюсь рассматривать в целом, но на частном примере, а именно, шуб из меха диких животных. (Разговор идёт о плакате, представленном на концерте: «Он убит по твоему заказу», изображающем соответственно белька и даму в шубе.) Андрей: Вся эта этика не для наших погодных условий. Володя: Ну вот, а я старался, такой плакат сделал. Лично меня бесит бабьё в шубах до пят, как ёлка новогодняя! Пошло, смешно, безвкусно и неэтично. Лучше бы за фигурой следили. Слониха в шубе не очень-то, знаете, красиво. Вот если б какой-нибудь паренёк такую из баллона краской пометил, это было бы поступком. Когда женщина думает только о мехах и золоте, это не женщина, а баба. Кстати о бабах, как вам другой плакат: «Общество потребления превращает человека в животное, поп-культура способствует этому процессу». (речь идёт о плакате с изображением жирного обывателя в майке и трико у телевизора с котлетой на вилке и бутылкой пива). Юля: ДА! Андрей: Согласен! Володя: Ещё бы… все ведь из андеграунда. Юля: Да нет, просто у меня такое ощущение, что в обществе, особенно в провинции, явный регресс. Володя: Согласен. То, что мы делали в 1994-м, 95-м годах (акции «Безобразие», авангардный проект «Шиповник и лестовка») всё давалось легче. Сейчас людей просто жалко, совсем дезориентированы. Но кто в этом виноват, попса? Юля: Мне кажется, поп-культура просто так не побеждает. Просто рок не предложил практически ничего жизнеспособного. К тому же… формат. Его придумали те, кто когда-то обожглись на радикальных проектах и не хотят рисковать. Володя: А кого ты видишь в качестве жизнеспособной альтернативы? Юля: Я бы отметила Свету Чепурину из «Дочь Монро и Кеннеди». Они были настоящей сенсацией, но система при помощи СМИ поставила ей заслон. До масс просто так не достучишься. Нужна либо раскрутка, либо революционная ситуация. Андрей: А для меня главное общение. Езжу по фестивалям, знакомлюсь с людьми. Это стиль жизни. Юля: А я не много езжу. Вот Умка постоянно гастролирует, а я немного. Володя: Стиль стилем, но тоже устаёшь. Иной раз дорога - и та не окупается. Мы сейчас в основном только для души. |
Например, на Радугу… раздеться, полежать на травке, покурить чего-нибудь… для вдохновения…
Юля: В Москве сейчас тоже не то. Вот Питер - это да! Москва- город коммерции, Питер- город искусства. Володя: Кстати, об искусстве: город Макондо - это ведь из Маркеса? Юля: Да, название придумал наш гитарист. Сейчас назревает другой проект. Рабочее название «Четыре композитора». Володя: Мы тоже решили заимствовать из классики. «Земля Санникова». Попроще, чем «Шиповник и лестовка». Да и музыке соответствует. Уже не тот авангард, что был десять лет назад. Просто шансон. Юля: Шансон с человеческим лицом. Володя: Брассенс, Дютей… и уж точно не Токарев. Собственно нас ещё ЭНск в своё время окрестил: Шансон в стиле «poesie decadente». И совсем не понятно, почему сейчас пошлый блатняк и бытовуху всякую называют шансоном. Юля: Я слышала проекты подобные вашему. Очень интересно. А у блатняка циничный репертуар. Людей так обкормили этой аморальщиной, что кажется, они нормальные вещи слушать не могут. Володя: В опале сейчас в основном умные песни; псевдопанк, как и псевдошансон весьма популярен. Опять же говорит об общем уровне восприятия. Юля: В основном имена тех, кто популярен, сейчас забывают. А тех, кто в опале, вспоминают спустя какое-то время. Тэффи во времена революции была безумно популярна, но кто её знает сейчас. А вот Цветаеву знают все. Володя: Друзья, хотелось бы спросить о наших мероприятиях. Думаете, удастся объединить столь разношёрстную толпу? Юля: Наверное, нет. Они принадлежат к разным поколениям. Андрей: Юля, а тебе что сегодня понравилось? Юля: Земля Санникова, Дим Димыч, ты - Андрей, Громов. Володя: Но ведь Громов как раз другое поколение?! Юля: Видимо… дело в уровне исполнения. Володя: Видимо, все же можно Но за этим пришло разочарование. Я хотел, чтобы из Костромы, наконец, вышла настоящая “звезда”, но все прочие авторы, с которыми я работал, не заинтересовали продюсеров, а костромские дельцы – спонсоры совершенно зажались в отношении денег. Движения в Костроме тоже не получилось. Авторы приходили на фестиваль спеть и уйти, кроме самих себя им никто не был интересен. Когда они давали интервью местным газетёнкам говорили только о себе и ни слова о нашем объединении. Зритель к тому времени тоже стал весьма пассивен. Они приходят либо «поддержать своих», либо попить водки, либо поглазеть на уже раскрученные бренды. В 2006 году я решил не проводить фестиваль, а заниматься другой деятельностью. Я стал проводить шефские концерты для воспитателей костромского Дома малютки и других учебных заведений. Я также оказывал посильную материальную помощь. Как оказалось, это приносит не только духовное удовлетворение, но и вознаграждается большей благодарностью… Конечно, я не хотел освещать благотворительность, и даже был такой случай. Когда мы ехали от Дома малютки к школе №5, к нам “на хвост” сел наш друг журналист Сергей Пшизов. Он предложил осветить в том числе и спонсорскую помощь, но я категорически отказался, и Сергей сдержал слово: когда вышла статья “Добрые концерты”, там ни слова не было о благотворительности. Сейчас я пишу об этом, потому что решил написать обо всём. И вот спустя какое-то время ко мне в офис пришло письмо о том, что мэр города рекомендовала меня в энциклопедию “Лучшие люди России”. Но, как оказалось, в этом волнующем событии присутствовал и коммерческий момент. Помещение статьи обо мне было бесплатным, но за фото, объём материала и высшая общественная награда в виде Мальтийского креста, я должен был заплатить 66 000 рублей. Конечно, сумма не велика, да и тем более в два платежа. Любой нувориш, мечтает повесить себе на пузо медаль. Но я подумал, что должен быть лучше. И я отказался. Что-то не красивое было во всём этом. Моя мама сразу огорчилась, и я разрешил ей оплатить только другую, более дешевую номинацию. Видимо ей очень хотелось, чтобы её сын получил медаль. 6. Моя Клара, воодушевленная успехом мужа, по глупости похвасталась у себя в отделе. Её толстые бабы-сотрудницы сразу принялись её оскорблять, заявляя ей, что я этого недостоин и ничего не сделал для города. Тогда Клара с обиды проболталась насчёт общественной деятельности и благотворительности, на что ей было заявлено, что деньги твой муж - предприниматель ворует у рабочих и должен отдавать им, и что они лучше будут слушать “На-На”, чем умные песни её мужа, и вообще, зачем тратить на всё это деньги, лучше купить шубу. Но мы с Кларой несколько лет выступаем против меховой индустрии, считая, что негуманно вот так убивать животных, а в 2005 году мы снова стали вегетарианцами. Но здесь, чтобы разбавить негатив, можно упомянуть о более весёлом моменте. Однажды я стал замечать, что мой сотрудник слабеет на глазах и чуть ли не падает в обморок. Когда я поинтересовался причиной такого его состояния, он ответил следующее: “ Я решил отказаться от мяса, чтоб быть похожим на тебя. Уже неделю держусь… Но больше не могу – ночью котлеты снятся”. Я на него накричал, чтоб он не смел этого делать, что всё это приходит само собой, а не по какому-то там решению… Животных я всегда любил. Одно время я очень мечтал о таксе. Когда я видел эту породу на улице, она мне казалась верхом изящества и оригинальности. И вот наконец жена, которая больше всего в жизни всегда боялась пауков, собак и машин, вероятно, из-за большой любви ко мне, разрешила завести мне таксу. И я купил щенка у одного своего знакомого, который был со мной в бизнесе по лому чёрных металлов. Кобеля назвал Жаком в честь одного из моих любимых шансонье Жака Бреля… Какую же злую шутку сыграло надо мной провидение! Собака той породы, о которой я мечтал, оказалась совершеннейшим недоразумением. Существо метило постельное бельё, гонялось за всем, что движется – от солнечных зайчиков до котов. Всё время норовило совершить соитие с приходящими ко мне в гости творческими личностями, кусало хозяев и норовило всё время свалить из дома. Однажды ему это удалось. Жак вернулся домой на седьмой день, выглядел он как скелет, обтянутый чёрной блестящей шерстью. У этой псины начисто отсутствовали охранные функции: она валялась в ногах у всех, кто приходил к нам домой. Лишь две вещи нравились мне в этом существе: это всё же была такса и она умела выть под губную гармошку. И поэтому…оно до сих пор с нами. Но не надо думать, что я такой молчаливый ягнёнок и не могу никому ничего возразить. Вот, к примеру, случай 2001 года. Случилось мне как-то ехать в общественном транспорте. И, входя в автобус, я очень вежливо попросил стоящего на верхней ступени мужика пройти немного вперёд. Он презрительно посмотрел на интеллигента в очках и… грубо и нецензурно возразил… (очки без диоптрий я ношу потому, что с детства не могу смотреть на острые углы, а в очках мои глаза чувствуют себя лучше) Когда мужик слегка получил по морде, места в автобусе для меня было предостаточно. Возразите, что это негуманно? Да, но к сожалению мат и кулак, это язык, на котором привыкла разговаривать обывательская биомасса. Выход один: изолировать себя или, как сказал мой знакомый Вадим Кузьмин (Чёрный Лукич), общаться только с теми людьми, кто тебе близок по духу и с которыми тебе хорошо. Или вот случай, произошедший летом 2006 года, который можно назвать “суд мусорного Линча”. Иду я выносить мусор в привычное место, смотрю, контейнеров нет, ну, в нашем захолустье это дело обычное, поставил мусор на площадке, а из соседней пятиэтажки ряхи бабья высовываются и меня матом посылают вместе с моим мусором. Оказывается, они так всех оповещают матом из окон целый день, что они договорились с чиновниками, что мусорку с этого места отныне уберут. Как я уже говорил ранее, обычная для этих слоёв форма общения. Я им и ответил… гораздо круче… по-есенински (сериал, наверное, многие смотрели)… Не успел дойти до дома, смотрю, собираются – толстые бабы, мужики ханыжной внешности в своей униформе – майка-трико, и направляются к моему подъезду. Ладно. Взял биту для острастки и вышел во двор. Биту, конечно, применять не стал, а, наверное, надо было… Трое меня держали, а остальные били, причём бабьё тоже. Когда упал, стали душить. И тут вышла жена и торжественным голосом объявила: “Едет милиция!” И всю мразь как ветром сдуло. Но зато, до момента потери сознания я высказал им всё, что думаю про это стадо обывателей, качающих права везде, где только можно, понимающих лишь мат и удар по харе, не приемлющих не похожих на себя людей, озлобленных, неполноценных, подверженных инстинкту стадности, не читающих или читающих бульварное дерьмо, из музыки слушающих только радиостанции и проводящих большую часть свободного времени у ящика с колбасой и пивом. Отче наш, если б Ты знал, как я хочу любить их всех, но не получается, прости. 7. Итак, в человеке, живут два существа. Если говорить избитым языком теологий, то одно стремится к свету и созиданию, другое к темноте и разрушению. Если человек умный, он способен всё осмыслить и выбрать свой путь. Или, по крайней мере, стараться ему, выбранному пути, соответствовать, насколько это возможно. Он будет отыскивать, именно отыскивать для себя информацию, необходимую ему для развития, а не поглощать всё, что предлагает система. Да, мне больше нравилось общаться с живыми людьми. Быть частью общества из зомби (как в последнем ромэровском фильме) мне не хотелось. Путь живого человека, как мне кажется, начинается с банального, но, пожалуй, самого главного вопроса, зачем я пришёл на эту планету? Конечно, я общался и с хиппи и другими неформалами. У них было много минусов. Они курили травку. Но вот интересный момент. Я не видел, чтобы человек употребляющий лёгкие природные наркотики, которые запрещены государством, наносил себе такой урон, как пьяница, употребляющий водку. И дегенератов среди философски покуривающих я не видел. Причём государство запретила эти растения совсем. Их даже в руках нельзя держать. Почему акценты расставлены таким образом, решать не мне. От чего это зависит, людей, их сущности, природных условий, уровня интеллекта и его направленности, традиций, мне знать не интересно. Я не делаю идола из культов, людей, вещей и веществ потребляемых внутрь. Мне нет дела. Животное я не могу назвать плохим. Оно – часть природы, а человек часть чего – то большего. И по этому его жалко. Я хочу помочь перейти людям на другой берег, но площадка слишком узкая, всего сантиметров 7. Питер. Итак, шел 2006-й. Я позвонил Сергею Фирсову и спросил, почму нет ответа на моё электронное письмо насчёт выступления в клубе – музее Виктора Цоя «Камчатка». На что он ответил вопросом: «Когда ты хочешь петь?» Я удивился и назвал дату: «Пятница 19 июля». Вышла рекламка в журнале FUZZ. Мы выступали в одном концерте с дуэтом «МАРЬЯЖ ДЕКОРАЦИИ», был аншлаг, но я заметил, что зритель был разный. Нас слушала смешанная аудитория, где-то от 18 до 50. Это было хорошим моментом. Я всегда мечтал петь для серьёзных людей. На Марьяже присутствовали их поклонники возраста 25-35 лет. Нас разогревали пара молодых ребят. Слушая нас, зритель ловил каждое слово. Это было очень необычно, ведь костромичи и ярославцы никогда не слушали, а если и пытались, то не понимали ничего. Мы исполнили несколько песен из репертуара «Шиповника и лестовки», и естественно я пел свою сольную программу. Единственное событие, которое омрачило этот день, это то, что у меня украли мобильник. Один милый воришка тёрся всё время рядом и купился на мой дорогой смартфон. А когда я оставил его в чехле для гитары, он его мгновенно стянул и исчез. Когда я обнаружил пропажу и стал спрашивать у народа, оказалось, что этого человека никто не знает… Но, впечатления от города и концерта остались просто замечательными. Кострома. Не понятно отчего, ко мне началось паломничество местной творческой молодёжи. Один за другим шли «гениальные» поэты и музыканты, которые выходили на меня через моих знакомых. Были просто удивительные случаи. Однажды пришла ко мне группа молодых людей во главе с лидером – неким Димой. Побеседовали. Я помог им с аппаратурой на концерт и дал спеть среди многих на разогреве у Черного Лукича. Потом лидер ещё пару раз звонил и пришел вдругорядь со своей девушкой и клавишницей по совместительству, но, как оказалось, с определённой целью. Среди беседы мне был задан вопрос, что нового я написал. Я поставил песню «У излучины чёрной реки», вошедшую в сборник «Охота №15» журнала FUZZ и компании «Бомба-Питер». Девушка ещё до того, как зазвучала музыка, демонстративно взяла том Булгакова и стала читать. Потом заявила, что такое она в школе писала и что у неё в 100 раз стихи лучше, а такое пишет каждый и др. И вообще, она сюда пришла Булгакова читать. Я так понял, этот спектакль был запланирован. От зависти распирало её по полной, и это требовало вымещения. Я спросил, поняли ли они, про что песня. Оказалось, нет. Я заметил им, что злость и призрение это неплохо для автора. А сам подумал, если они, конечно, подкреплены талантом… Вот так я пытался закончить общение с многочисленной плеядой «костромских» гениев, но они так и не отставали от меня. Продолжали напрашиваться ко мне в дом, названивать и при этом ненавидеть. Как же богата «гениями» Костромская земля! Рецензия на песню на сайте «Неформат.ru»: Владимир Шамов – «У Излучины Черной Реки» Тонкий черный стеб, иезуитски завернутый в теплую шаль романса. Надеюсь, что Владимир отдает себе отчет в том, что именно он написал и спел. А вот многие слушатели, боюсь, не смогут оценить по достоинству зловеще-томный голос, выпевающий: «Если в черную воду войдешь,/То тотчас на крючок попадешь/И отдашь ты, горе-пловец/Все тепло своих красных телец». Не в то время довелось петь Шамову, – запасы интеллекта в стране стремительно иссякают. _____________________________________________________________________________ В другой раз уже поздно вечером раздался звонок мобильного телефона. Звонил пьяный рабочий. Владимир Валерьевич, по-хамски заорал он, хочешь послушать гения! После он передал телефон какому-то голосу и тот объявил мне: «Я готов» Ладно… читайте – недоумённо сказал я, и он начал: «Ой, вы вишни мои…» Стихотворение в стиле Сергея Есенина он прочитал с неимоверным воодушевлением. От этого странного события у меня начало «сносить крышу». Когда рабочий взял телефон, я спросил, чего они от меня хотят. Как что, закричал он, раскрутить… Но заходили и прекрасные люди. Например, участник движения «Даждь» по имени Евгений. Сам костромич, но с некоторого времени проживающий в Москве. Когда он пел нам свои песни, Кларка даже расплакалась. В августе появился пресс-релиз на сайте администрации Костромской области о том, что меня включили в энциклопедию «Лучшие люди России». И я узнал кое-что новое о себе! Оказывается, благодаря мне костромичи смогли увидеть многих звёзд российской эстрады. Моя работа всегда была направлена на развитие творчества, а никак ни на звёзд, и уж тем более эстрады! Да, это был позор, и я тут же принял меры к восстановлению спвосстановлению справедливости. Но всё же это означало, что мою деятельность ценят, а значит, я не имел права её бросать. 8. Работа. Многие сочиняющие люди, чтобы получить средства к существованию, вынуждены работать по иному профилю. Так было во все времена. Поэтому пришло время коснуться моей основной работы, к которой я потерял всякий интерес. Почему? Ну, здесь на период 2006 года было много моментов. Во-первых, потому что сочинять и петь мне было интересней. Эта сфера деятельности была для меня единственной страстью. Во-вторых, мой зам или компаньон… но здесь надо остановится по подробнее. Это был ленивый алкоголик неделями находившийся в бессознательном состоянии, так что я вынужден был пахать один, поскольку просто не мог бросить всё. Иногда он выходил из угара и мог пару дней поездить со мной. Это случалось в основном в конце месяца, когда я составлял процентовки, и дело шло к деньгам. При этом за короткий промежуток времени он умудрялся наломать столько дров, что следующие недели я всё это расхлёбывал. Он не эксплуатировал свой автомобиль, поскольку так и не удосужился его по нормальному оформить, вероятно специально, и вся нагрузка ложилась на мою машину, на которой я наматывал по городу от объекта к объекту десятки тысяч км. Этот тунеядец с 8 классами образования не умел ни составить смету, ни отпечатать документ, ни организовать работу, ни найти объект. Иногда из общаги, где он обитал и пил, приходили от него бригады, но лишь за тем, чтобы сделать брак и запить, ввергая предприятие в убытки размером в десятки тысяч рублей. В учредители я его взял по глупости, так как в 90-м году он был моим приятелем и на первых днях совместной работы показал заинтересованность, но после показуха кончилась. Этот человек, думающий только о водке, умудрился сделать так, что на него работал не только я. По просьбе двух женщин он выделил им некоторую сумму, для организации торговых точек на вещевом рынке, и потом стриг с них половину их дохода, составившую в конце концов сотни тысяч рублей. Было бы больше пользы, если бы деньги, которые забирала и пропивала эта скотина, а по учредительским документам он имел 50% дохода предприятия, я перечислял в детский дом. Кстати, он и слышать не хотел о пожертвованиях. Естественно карма била его по морде в полную силу. Его жена, которая не работала, а пила вместе с ним, переспала с его другом Славой и с многими мужиками из общаги. Слава, в свою очередь, рассказал всем знакомым о своей «победе».Естественно, пара развелась. Но не буду описывать все невезения вышеупомянутого «бизнесмена», как собутыльники украли у него восемьдесят шесть тысяч рублей и купили на следующий день машину… слишком много чести для одного тунеядца, скажу лишь, что однажды он спросил меня о том, почему ему так не везёт. Я рассказал ему про закон природы. Он задумался и сказал: «Наверное, я плохой», и пошел в церковь ставить свечку. Почему-то это… общество думает, что стоит запалить фитиль восковой свечи, и всё дерьмо им простится. Удивительно удобная позиция… Что же правит миром, что является жизненной силой, поддерживающей существо под названием человек, любовь, или всё же ненависть и зависть? Возможно, истинно верной силой является любовь, но она встречается крайне редко. И я начинаю понимать ветхозаветного Иегову, когда ему пришла мысль о потопе, наблюдая, как они грызутся в очередях и общественном транспорте. Они разводят огород под своим окном пятиэтажного дома на окраине города и зырят в окно целыми днями, как бы ты не прошел мимо их грядок. Тогда они орут: «Хватит здесь шляться». Это их территория, они так решили. Они могут убить за неё. Морковь им дороже человеческой жизни. И им бесполезно доказывать обратное, они всё равно скажут: «Сам виноват» (Вспомните суд мусорного линча). Это «высшие» существа, созданное, чтобы повелевать природой или… кем получится. 26 августа я разнимал драку в районе автовокзала, а вернее избиение. Дедок лет 50-70 (возраст трудно определить из-за злоупотребления спиртным) бил таксиста, а тот пытался то ли увернуться, то ли сдержать его. Возбужденная собака деда рычала и кусала бедного мужика, защищая вышедшего из ума хозяина. Я воздействовал внушением из серии «все люди братья» и «насилие - это грех». Пока подвыпивший козёл врубался в мои слова (он явно почувствовал что-то не свойственное его природе), избитый таксист успел уехать. Пьянь, выйдя из транса, попытался привязаться ко мне с темой: «Почему ты мне помешал», но, увидев, что я сажусь в хороший автомобиль и не собираюсь продолжать диалог, смутился и свалил. Так может не стоит раздражать их своим успехом, чтобы они не смотрели на Вас так, как будто Вы заняли их место под солнцем? Но это практически невозможно. А значит, всегда будет звучать: «Он вор (потому что у него дорогая машина), его жена – блядь (потому что она стройнее и красивее). Так что же движет людьми, любовь или всё же ненависть и зависть? На данном отрезке времени и в данной системе всё же второе и третье. Что они уважают? – физическую силу (вспомним случай в автобусе), чего они хотят больше всего? – денег и вашей смерти (такие зрелища, как драки и ДТП с трупами привлекают их также, как в далёкие времена, бои гладиаторов). А идеи гуманизма лишь условны. Их эксплуатируют мечтатели, чтобы почувствовать себя комфортнее в среде уродов, или политиканы, чтобы пролезть в верха. Ведь все хотят денег, жаль, что их нельзя взять на тот свет… Но чтобы читатель не почувствовал совершенное отчаяние, я вернусь к мысли, прозвучавшей ранее: В человеке живут две сущности. Можно пробудить тёмную и злую, как это сделал Гитлер. А можно способствовать развитию светлого начала, что я и пытался сделать по средствам искусства и творчества. 9. Теперь расскажу о случае, произошедшем в августе 2006-го. Один из костромских художников пригласил меня на презентацию выставки, где был весь костромской «бомонд». Я и ещё один бард из Ярославля, из любви к другу, должны были спеть по нескольку песен. Естественно, нас никто из «бомонда» не слушал, кроме разве что простые люди, случайно попавшие в музей. После этого все костромские «гении» поехали на пьянку в подвал. Причём их всех перевёз я на своей машине в два заезда. По дороге к нам присоединилась моя жена. Как только эти озабоченные уроды увидели её, все сразу потянули к ней свои грязные руки. Все эти «художники», «поэты», «скульпторы», «фотографы» норовили её погладить, потрогать и ущипнуть. Я знаю, что из-за её симпатичной внешности к ней с детства пристают всякие озабоченные мужики, но чтоб «поэты»… Их главный авторитет по фамилии не-то Багров, не-то Батогов лысый в дешевом чёрном костюме и вообще весь в чёрном, восседал отдельно. На коленях у него лежали две малолетки. Я, конечно, знаю, что Кларка презирает эту сельскую творческую интеллигенцию, но под конец они совершенно вывели меня. Когда основная масса «бомонда» рассосалась, мы с Кларкой примостились в уголке, чтобы попеть песенки. Но я даже не мог расслышать, что я пою. В дальнем углу пьяные поэты что-то нарочито громко орали, как будто чуть тише, и они друг друга не расслышат. Я сказал: «Хватит орать!» «Поэты» кинулись на меня с криком: «В Костроме тебя никто слушать не будет!» Я схватил бутылку и сказал, что если они придвинуться ко мне хоть на сантиметр, я разобью её о голову первому из них. Естественно, я бы не пустил её в ход, но… литераторы снова удалились в угол. Я предложил самому прыткому встретится на улице без свидетелей, он почему-то отказался. Я повернулся и увидел, что пьяный фотограф, который весь вечер ходил за моей женой со своим вонючим фотоаппаратом тянет к ней свои руки, а она отбрыкивается. Мой каблук просвистел в сантиметре от его морды с вытаращенными глазами… Мы покинули собрание. Между Питером и Самарой. Поскольку человек с гитарой (а особенно если в запасе у него пара – тройка чисто бардовских песен) всегда награждается титулом БАРД, мне повезло (как я уже говорил) обрести друзей среди Творческого объединения «Самарские барды». Мы стали осуществлять культурный обмен. Тогда в 2006-м Грушинская поляна обрела нового хозяина - фирму «Мета». Это было сильное во всех отношениях предприятие. ТО «Самарские барды» получило право от своих друзей – Меты на проведение фестиваля им. Валерия Грушина. Прежний монополист - Грушинский клуб Бориса Кейльмана, конечно, развёл большую судебную деятельность, но она ни к чему не привела. Пётр Старцев – бывший гитарист Олега Митяева и председатель ТО «Самарские барды» пригласил нас с Кларкой принять участие в сентябрьском концерте на поляне, который назывался «А я по вас соскучился, ребята». Как стало потом известно, это была своего рода репетиция новой Грушинки. И концерт удался. Всё было душевно, красиво, без посторонних. Когда я вышел на огромную ярко освещённую в ночи сцену, надо мной пролетел самолёт. Неплохой антураж – подумал я и запел свои бардовские песни, а зрители (около 2-х тысяч человек) подпевали и раскачивались под «Там, где кончается путь» и «На одной из девяти планет». Это было очень красиво. Там я познакомился с Дмитрием Сухаревым, а потом, когда пили виски со спонсором (очень увлечённым человеком) мы познакомились с Козловским. Это, действительно, было похоже на возрождение жанра. Дальше я сделал концерт ансамбля «Самарские барды» в Костроме в зале областной филармонии. Это было достаточно прикормленное место. Но люди всегда идут на имя, и билеты вначале продавались плохо, но зато все спрашивали, кто это такие. Тогда я повесил в кассе объявление, где было написано, что эти исполнители поют все бардовские хиты, а руководители 1-й гитарист Олега Митяева. Имя прозвучало, и билеты стали продаваться. Рекламу на радио я пустил на фоне известной и любимой в народе песни «Ты моё дыхание». К тому же мои знакомые на ТВ обеспечили мне несколько звонков в прямой эфир от якобы просто телезрителя. И концерт получился практически аншлаговый. От костромичей пели мы с Кларкой, Громов и Симонов. Все выступавшие сорвали шквал аплодисментов. Если говорить о моих приёмах в организации концертов, то нужно упомянуть один случай: Ещё раньше я сделал концерт рок-барда Димы Кузьмина «Чёрный Лукич». Я понимал, что должен обеспечить ему аудиторию. Но в Костроме его никто не знал. Я сделал вот что: устроил разогрев из костромских ребят – человек 5-6. Объяснил им, что это звезда рока, и они захотели ему показаться. Пришли со своими друзьями (у каждого своя группа человека 4, а у каждого музыканта свои друзья) и… (5*4*4) зал небольшого клуба был наполнен. Конечно Вадим их не слушал, а как всегда рассказывал во дворе про свою бурную молодость с Егором Летовым… КСП За три года моей деятельности в роли председателя общественной бардовской организации председатель костромского КСП возненавидел меня всем своим тоталитарным сердцем. В своё время он отмёл многих ребят, которые достигли определённого уровня самостоятельности в творчестве, и, когда его КСП отмечал в 2006-м свой юбилей, на сцене пели одни неумёхи. Это было жалкое зрелище, но я не стал давить на это. Думаю, стоит лишь вскользь коснуться наших с ним отношений, поскольку более подробного описания это не стоит. Это был великий, но самоуверенный и надменный, умеющий ненавидеть диктатор от авторской песни. Когда он услышал мои песни и увидел мой гитарный бой, пригласил меня участвовать в ансамбле с двумя не красивыми и зачуханными бардессами. Но я играл с женой Кларой, или один. После некоторых препираний он назвал Клару фифой и сказал, что ей нет места в нашей палатки. Я в свою очередь отказался петь с его девушками… В декабре 2007-го я снова пел в Питере. Моя программа называлась «Декаданс». По сути я был единственным автором-исполнителем в этом жанре. Итак, это было не первое моё выступление в клубе-музее В. Цоя «Камчатка», но одно обстоятельство я выяснил только по приезду в Питер. В этот вечер через дорогу пела группа «Алиса», и потому в зале клуба сидело несколько человек. Я предвидел это. Предвидели это и другие, и потому этим вечером долгое время никто не вызывался петь. Передо мной выступал довольно приличный бард Брат Александр. Я же, выйдя на сцену, объявил, что когда концерт «Алисы» закончиться, и народ придёт в клуб, я петь не буду. Они уже сделали свой выбор. Так и случилось. Когда в 11-м часу пришла толпа, большинство из которых были в красно-чёрных шмотках, я убрал гитару в чехол, сел в автомобиль и уехал. Я честно отыграл небольшую программу с той лишь разницей, что на этот раз Кларка не играла на фоно – доставать клавишные не было смысла. Зато я договорился с архивариусом питерского рока и арт-менеджером «Камчатки» Сергеем Фирсовым насчёт выступления моих друзей. В Костроме про меня мало кто знал. Пресса игнорировала меня с того времени, как моё творчество вышло за приделы Костромы. Или с того времени, когда я стал высказываться по общественным и политическим вопросом. Не знаю. Но программа костромских новостей рассказывала о горячей воде, авариях на теплотрассах, ветхое жильё… Стоило какому-нибудь местному ансамблю выступить на фестивале в соседней области, про это писали все костромские газеты. Я же в них не значился, поэтому меня никто не знал. Это забавно. Что будет дальше. Летом, конечно, надо съездить на Грушинку. Весной провести пару мероприятий и свозить ребят в Питер. А там… видно будет. А в заключение необходимо снова вернуться в девяностые. Когда закончились тусовки, и наш мирок рухнул, не все, как я, смогли найти себя в общественно-экономических процесса. Нужно рассказать и о них. Миша Ильин. Клавишник нашей институтской группы «Тотальная мобилизация». Это был удивительный человек. Умный и красивый. На лекции он не ходил. Его не отчисляли, потому что его попросту не было в табелях. Он приходил на экзамен со своей доброй улыбкой и сдавал, удивляя преподавателя своей осведомлённостью. К экзамену он готовился за 3 дня. Кларка рассказывала, что когда мы стали с ней играть, Миша сказал ей: «Ты отняла у меня друга, которого я очень любил. Береги его». Конечно, после института он почти сразу эмигрировал. У него был свой бизнес во Франции и Германии. Его убили в Германии прибалт и хохол. Убили из-за машины. У Миши всегда были хорошие автомобили. Они задушили его в лесу шнурком и зарыли. Отец долго разыскивал тело и нашёл. Миша лежит теперь на кладбище в Костроме. Игорь Гурьянов. В 90-х он был предан инди - музыке всей душой. Ездил к Гурьеву на фестиваль «Индюшата» и привозил в Кострому кассеты и музыкантов. А нас само собой возил в Орехово–Зуево. Он продал квартиру родителей и вложил деньги в общий бизнес. Его нашли повешенным в лесу. На шее у него было две борозды. Ярославец Дюша из группы «Аляска Блюз». Покончил собой из-за любви. Он включил себя в розетку, обмотав руки оголёнными проводами. Оля Поднебесная, тихая и спокойная, всегда молчаливая и задумчивая фанатка ярославского рока. Потеряла ребёнка и спустя некоторое время, не найдя себе применения в новой действительности повесилась. Макс Моченёв, художник и рок-бард. Совсем недавно, уже в 2006-м узнал, что его убили в Санкт-Петербурге. У моих родителей на стене висит его картина «Индейцы Скво», которую я подарил маме на день рождения. Да. В жизни не все смогли перейти на другой берег по узкой площадке шириной сантиметров семь. декабрь 2006. Владимир Шамов. |
Главная страница |